Почему в Орле до сих пор не восстановлен Дом Лизы Калитиной

Жаркие споры на тему «нужен или не нужен» Орлу такой туристский объект, не утихают уже много лет.

Дом Лизы КалитинойДом, открытый всем ветрам и дождям, тем временем ветшает, представляя собой молчаливый укор землякам Тургенева и вызывая культурный шок у путешественников из других городов и стран.

Даже с созданием Попечительского совета по возрождению Дворянского гнезда, который возглавляет энергичный и обладающий влиянием вице-спикер областного Совета Михаил Вдовин, ситуация с восстановлением Дома Лизы Калитиной и приспособлением его под музейно-культурный центр развивается по известной схеме — шаг вперёд, два назад.

Уже имея готовый проект, прошедший не только придирчивый контроль депутатов и общественности, но и историко-культурную и государственную экспертизу, Попечительский совет не может дождаться, когда же областные и городские власти выделят обещанные суммы, и Дом Лизы Калитиной — кстати, включенный в программу подготовки к 450-летию Орла — наконец будет выставлен на торги по определению подрядчика.

Надо добавить ещё, что каждое действие этой нескончаемой драмы происходит под многоголосый хор критиков. Они подвергают сомнению и порицанию буквально всё — даже легенду, которая бытовала в Орле ещё с тургеневских времён, и согласно которой, в доме №1 по Верхней Дворянской улице (ныне Октябрьской) жила девушка, ставшая прототипом героини романа «Дворянское гнездо» Лизы Калитиной.

Стопроцентного подтверждения этому, конечно, нет. Тургенев не документировал каждый рождённый его воображением образ, не фотографировал прототипы анфас и в профиль. Но аргументов «в пользу» Евдокии Коротнёвой, в том числе, имеющих историческую основу, немало.

Например, тот факт, что девушка жила в усадьбе на Верхней Дворянской улице и в 17-летнем возрасте была удалена в монастырь, был зафиксирован со слов старожилов ещё в 20-х годах XX века литературоведом и критиком Львом Клейнбортом.

А сам дом после того, как был восстановлен после пожара на прежнем «коротнёвском» фундаменте, с 1859 года стал принадлежать коллежскому советнику Африкану Васильевичу Сафонову, которого Тургенев называл «старинным приятелем и с которым не раз встречался в Орле. Об этом есть сведения в воспоминаниях его потомков, их из сегодняшнего дня уж никак не оспоришь. Бывал ли Тургенев в доме Сафонова? Вот это доподлинно неизвестно. Но по законам дружбы мог и заглядывать. И к усадьбе с садом над Орликом мог проникнуться тёплыми чувствами, и потом «нарисовать» её в своём романе.

Кстати, нобелевский лауреат Иван Бунин был уверен в подлинности этого образа. В одном из своих писем он сообщил: «…едучи сюда, я был три дня в Орле. Снова посетил ту усадьбу на окраине Орла, которая описана в «Дворянском гнезде» — вот причина, почему я перечитываю его…»

Аргументы, которые жители многих регионов наверняка бы признали бесспорными для создания Объекта Литературного Паломничества, у орловцев, однако, вызывают недоверие и споры.

При этом непонятно, чего они так опасаются. Что жители других городов осудят за «присвоение» прототипа Лизы? Что дом Калитиных не удастся восстановить до последнего исторического гвоздя? Что кто-то сморщит нос из-за позапрошловековой «неказистости» усадьбы? Что работы по созданию литературного объекта обойдутся слишком дорого?

Но и объекты есть куда дороже при гораздо меньшей востребованности, и отнюдь не в архитектурных изысках усадьбы Калитиных её ценность, и чем-то жертвовать при приспособлении старинных зданий к современному использованию всегда так или иначе приходится.

Почему же вместо того, чтобы поддержать превращение развалин дома-легенды в место, где «ожил» бы роман Тургенева и куда непременно потянулись бы романтичные туристы, большинство орловцев либо делают вид, что это их никак не касается, либо высказывают своё «фи»?

Вот где загадка-то…

На фото ниже — проект дома компании «Промет» и эскизные проекты внутреннего убранства дома студентов Архитектурно-строительного института ГУ-УНПК

На ту же тему
Обсуждение: оставлено 2 коммент.
  1. Ольга:

    Здесь важно еще вот что. Дом этот — типичный представитель городской дворянской усадьбы. которых в Орле практически не осталось.Он уже поэтому памятник. А прямая связь с Тургеневым и его героиней, лишь умножают его ценность. К тому же, такое место в центре города! Позор для власти его нынешний вид.

  2. семенова лариса:

    мне кажется,не хватает идеи-что мы там хотим видеть и слышать, а ,возможно, что-то делать? Я понимаю. когда создаётся музей героя произведения, а не реального исторического персонажа, важна не так историческая достоверность, как тот посыл, который заложил автор в образ своего героя.Хотим ли мы видеть Лизу на наших улицах,слушать, петь,рисовать ит.д.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Литературная-Столица.рф © 2018 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх